Росселино, Антонио

Росселино, Антонио
(Rossellino, Antonio) 1427, Флоренция — 1479, Флоренция. Итальянский скульптор. Младший брат и ученик скульптора Бернардо Росселино. Работал во Флоренции, Эмполи, Фаэнце, Венеции, возможно в Неаполе. Один из ведущих мастеров Флоренции 2-й пол. XV в. С его именем связывают статую св. Себастьяна (Эмполи, Колледжата) — одно из лучших изображений обнаженного мужского тела в скульптуре XV в., надгробие Сан Савино в соборе города Фаэнцы, монумент Роварелло в Ферраре (церковь Сан Джордано), алтарь в капелле Иоанна Крестителя церкви Сан Джоббе (Венеция). Самой значительной работой Антонио Росселино является капелла и надгробие кардинала Португальского (1461—1466, Флоренция, церковь Сан Миньято аль Монте). Молодой кардинал Хаиме Португальский, принадлежавший к королевской семье Португалии, скончался в возрасте 25 лет в 1459 и в завещании просил похоронить его во флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте. По-видимому, первоначально предполагалось поручить эту работу Дезидерио да Сеттиньято, которому была передана посмертная маска, снятая с лица кардинала. Однако уже в 1461 А. Росселино начал работу над монументом, подписав контракт в декабре этого года. В сентябре 1466 все работы в капелле были завершены, и она была освящена. Общее решение композиции монумента с надгробием в неглубокой нише с арочным завершением, по-видимому, навеяно надгробием Карло Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1455—1458, Флоренция, церковь Санта Кроче), но Росселино предпочел не столь сильно акцентировать арку, чтобы подчеркнуть выразительность самого монумента. Хотя жанр монументального надгробия был достаточно широко распространен в Италии XV в., и ему отдавали дань почти все ведущие мастера этого времени, даже на фоне их творений надгробие кардинала Португальского выделяется своим гармоничным строем. Ритм арки, осененной треугольным навершием, повторяется в рисунке, объединяющем заключенную в круглое обрамление полуфигуру Мадонны с Младенцем, очертании фигур скорбящих ангелов, и очерченном плавной дугой покрова на смертном ложе. Этот ритм подчеркивает ясность и спокойствие еще не тронутого тлением молодого лица усопшего, повторяется в гирлянде, украшающей постамент. Сочетание белого каррарского и цветного мрамора придает этой гробнице особое великолепие. В кон. 1470—1480-х основные мотивы этого монумента были повторены в надгробии Марии Арагонской, выполненном, по-видимому, скульпторами, ранее работавшими с Антонио Росселино (Неаполь, церковь Сант Анна деи Ломбарди, капелла Пикколомини).
Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Gottschalk H. Antonio Rossellino. Berlin, 1930; Planiscig L. Bernardo und Antonio Rossellino. Wien, 1942; Harrt F., Corti G., Kennedy C. The Chapel of the Cardinal of Portugal (1434—1459) at San Miniato in Florence. Philadelphia, 1964.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Росселино, Антонио" в других словарях:

  • Росселино, Бернардо — (Rossellino, Bernardo) 1409, Сеттиньяно, близ Флоренции 1464, Флоренция. Итальянский скульптор и архитектор. Рано осиротевший, воспитал и обучил мастерству скульптора четырех младших братьев, среди которых самым одаренным был Антонио Росселино.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Ломбардо, Антонио — (Lombardo, Antonio) Ок. 1458, Ломбардия (?) 1516, Венеция. Итальянский скульптор, младший сын Пьетро Ломбардо. Приехал в Венецию ок. 1470 1475 вместе с отцом и старшим братом Туллио Ломбардо. Работал вместе с отцом в Венеции и ближайших к ней… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Гамберелли — (Антонио и Бернардо) флорентийские художники см. Росселино …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флоренция* — (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia цветущий город ) главный город провинции Ф., до 1859 г. главный город Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43°46 с. ш. и 11°17 в. д. от Гринвича,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флоренция, город — (итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia цветущий город ) гл. гор. провинции Ф., до 1859 г. гл. гор. Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43° 46 с. ш. и 11° 17 в. д. от Грин., на высоте,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бенедетто да Майано — (Benedetto da Maiano), наст. имя Бенедетто да Леонардо д’Антонио 1442, Майано, близ Флоренции 1497, Флоренция. Итальянский скульптор. По видимому, обучался мастерству скульптора у Дезидерио да Сеттиньяно. Работал в мастерской Антонио Росселино. В …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ДОНАТЕЛЛО — Ап. Иоанн Богослов. 1408 1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) Ап. Иоанн Богослов. 1408 1415 гг. (Музей кафедрального собора, Флоренция) [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди; итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi] (ок. 1386,… …   Православная энциклопедия

  • Изобразительное искусство Италии — «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З …   Википедия

  • Итальянское искусство* — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянское искусство — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»